Ольга Лаврентьева о том, где брать идеи и сюжеты для комиксов и как их издать
В интервью «Что такое российский комикс?» создатель исследовательского проекта «Наука о комиксах» Алексей Павловский говорит, что Ольга Лаврентьева среди наших авторов — в числе первых претендентов на то, чтобы создать графический роман европейского уровня.
Ольга — одна из немногих опрошенных нами художников, у кого есть уже несколько книг. Одни сюжеты она берет из своего опыта, другие присылают близкие, друзья, подписчики.
«Процесс двенадцати» — графический репортаж о суде над нацболами, «Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме» — серия коротких историй о создании микрогосударств в современном мире, «ШУВ» — мрачный детектив про девяностые, где дети на фоне разрухи ведут расследование странной гибели соседа.
Комиксы Ольга любит за сложность, эксперименты с нарративом, широкие возможности для себя как художника, так и сценариста. В русском авторском комиксе эти две роли часто совмещает один человек.
«На самом деле я рисовала комиксы всегда. Даже когда еще не умела писать, складывала листы с рисунками пополам и делала толстые книги без слов»
«Я собираю интересные мне истории, их гораздо больше, чем времени... Сейчас делаю толстый черно-белый графический роман о жизни моей бабушки, которая пережила репрессии и блокаду»
Ольга Лаврентьева
Автор комиксов, художник (Санкт-Петербург)
Серьезно занялась комиксами Ольга в 2008 году, после международного фестиваля «Бумфест», увидев, как она говорит,сумасшедшие работы авторов из разных стран.
«Я четко поняла: вот оно! То, что я всегда хотела и искала. И я стала учиться комиксам, в основном сама, набивая шишки, ища свой почерк. Посылала работы на выставки и конкурсы. Потом начала работу над первой книгой...»
Работа над книгой начинается с набросков и заметок в блокноте, которые могут собираться долго, иногда несколько лет. Одновременно Ольга читает материалы по интересующей теме, копит информацию и референсы, делает тестовые страницы — ищет стиль.
Свой комикс за три шага
Этапы работы Ольги Лаврентьевой
-1-
Подготовительный этап
Разные истории должны быть рассказаны по-разному, и я подбираю для каждого нового комикса стиль, ритм, настроение.
-2-
Сценарный этап
В Word пишу краткое содержание истории, основные тезисы, важные комментарии. Сценарий создаю в InDesign, разворотами, с раскадровкой, с описанием действия в каждом кадре.
-3-
Рисовальный этап
Когда сюжет прописан от первой до последней страницы, я начинаю рисовать — без эскизов, сразу.
«Сейчас почти все у меня — ч/б, а начинала с цветных работ. Первые две книги были цветные. Всю жизнь больше люблю ч/б, мне так удобнее и приятнее работать. Но к цвету периодически возвращаюсь...»
Ольга считает, что комикс — это особый тип мышления. Писатели мыслят словом, художники картинками, образами, а комиксисты — картинкой и текстом одновременно. Важно, чтобы в голове появилась история. Всему остальному можно научиться: рисовать, писать сценарий, выстраивать комикс.
Как большинство комиксистов, с которыми я общался, Ольга в цифровой век выступает за бумажные книги. Хорошие комиксы рассчитаны на внимательное неспешное чтение, перелистывание страниц. А еще они строятся разворотами, и оценить многие «фишки», читая с экрана, трудно.
У Ольги есть опыт издания собственных комиксов тремя способами.
Первый комикс, «Процесс двенадцати», в 2014 году помогли издать друзья и герои книги. На второй, «Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме» деньги собирались краудфандингом, в сети. В магазины автор тоже отправляла книгу сама: «Комиксшопы охотно берут самиздат, и ее быстро раскупили».
Только третья книга издана «официально». «ШУВ. Готический детектив в восьми главах, с прологом и эпилогом» вышел в издательстве «Бумкнига».
По словам Ольги, русские издательства сейчас ищут авторов, и издать качественную работу вполне реально. Но можно и сделать все самостоятельно, хоть напечатать комикс дома на принтере и продавать на фестивалях. Там его увидят читатели, могут заметить издатели.