Мнения
Куда движется русский комикс
Прогноз на будущее
Бум или приближение кризиса? Взлет или падение? Что ждет рисованные истории в России, рассуждают художники, издатели и владельцы магазинов
«На мой взгляд, русский комикс сильно заигрался в альтернативу, при отсутствии большого количества мейнстрима. Думаю, это болезнь роста. Очень жду, когда массово начнут появляться приключенческие истории для детей от 7 до 15. Тогда можно будет сказать что комиксы в России прижились»

Дмитрий Феоктистов
Художник
«Хочется верить, что движется в противоположном направлении от бесконечной демагогии про поднятие русского комикса с колен, которая доминирует все дискуссии об отечественных рисованных историях последние лет пятнадцать. Желательно не в направлении бессодержательного культа вокруг супергероев. И то и другое сейчас выглядит маловероятным.

Русский комикс придет туда, куда ему нужно. Не исключено, что он в это место давно пришел и собрал всю аудиторию, на которую способен. Комиксы — это такое странное нишевое искусство, которое почему-то постоянно до слез и рваной майки на груди оскорбляет факт собственной нишевости, даже не знаю в чем тут дело.

Надо признать, в последние годы я слежу за этой темой довольно поверхностно, по факту, только через пару подписок в твиттере, но мне кажется, что будущее должно быть не за дорогими массовыми блокбастерами, а за самиздатом и дешевыми авторскими комиксами, в том числе веб-комиксами.
Было бы здорово, если в русском секторе индустрии появилось больше постоянных рабочих мест, если бы был большой «средний класс», в котором необязательно быть рок-звездой, понятная карьерная лестница, обязательная система финансовой безопасности. Но не совсем понятно, с кого в этом плане брать пример, когда морально обанкротившиеся Marvel и DC год из года едва вытаскивают себя за усы из болота, а больше ничьи примеры нас, кажется, вообще никогда серьезно не интересовали.

Сейчас бы сбавить обороты и найти что-то новое, что-то более демократичное, что-то не нуждающееся в постоянной капельнице хайпа. Очередной тайтл издательства Bubble русский комикс по-моему уже вряд ли «спасет», зато вот «Пёся» ещё вполне может»

Иван Хорошев
Художник
«Рынок продолжает развиваться – количество изданий растет, но это привело к некоторому перенасыщению. Скорость продаж падает. Это особенно заметно в магазинах комиксов. В конце прошлого года произошло событие, которое очень серьезно повлияло на рынок – издательство «Комильфо» было продано монополисту российского книжного рынка «Аст-Эксмо». После этого у специализированных магазинов комиксов прекратилось ценовое преимущество на популярные серии «Комильфо» и они теряют своих покупателей.
В сегменте авторского комикса, в котором работает «Бумкнига», все более стабильно. Я даже ощущаю прирост продаж по традиционным книжным магазинам, особенно по сетевым. И я очень надеюсь, что гигантские издательства не испортят все то, что создавалось последние 5-7 лет».

Дмитрий Яковлев
Директор издательства «Бумкнига»
«Сейчас количество издательств устаканилось. Все интересные наименования раскуплены. Рынок перенасыщен в рамках того охвата, что есть. Нужна популяризация «комикса» как вида искусства в принципе, тогда возможно расширение. Если расширения не будет, то будет спад. Как это было с рынком манги. Крупные издательства закрыли свои отделы. Остались небольшие и специализированные. Скорее всего будет также»



Анна Коростелева
Главный редактор издательства «Комикс Паблишер»
«Если пару лет назад был так называемый бум, и многие пытались что-то издавать, покупать лицензии, открывать и открывать комиксшопы, то сейчас ситуация на рынке близка к перенасыщению. Многие коллеги со мной, наверное, не согласятся, но даже по продажам видно, что люди перестали покупать все подряд, как это было несколько лет назад. У людей появился выбор, что на самом деле неплохо, но товар немного пресытился, в частности, для покупателей, которых сложно назвать «комикс-гуру». С одной стороны, конкуренция должна вытеснить с рынка некачественный или неинтересный продукт, но вместе с тем в России тяжело продавать крутейшие серии типа «Секс-Преступников» или «Ключей Локков», потому что народ интересуется, в основном, Дэдпулом и Человеком-Пауком»

Игорь Смирнов
Владелец магазина комиксов «Bazinga!»
«Изданий стало выходить больше, но общий уровень продаж магазинов вырос незначительно. Покупательская способность-то у людей не растет. Раньше часть покупателей брали вообще все, теперь выбирают несколько изданий, мало у кого есть возможность тратить десятки тысяч рублей на комиксы. Как следствие, некоторые комиксы с трудом окупаются, причем такие проблемы есть и у крупных издательств, особенно у тех, которые закупают слишком много лицензий.

Если у покупателей не хватает денег, чтобы купить все интересующие их переводные издания, то русские комиксы они покупают тем более неохотно. Правда, в последнее время довольно неплохо продаются авторские комиксы, они же «зины». Затраты на создание таких комиксов, чаще всего, минимальны, их можно рисовать левой ногой и печатать чуть ли не на туалетной бумаге, но никто тебя не осудит, для авторских комиксов это обычное дело. Поэтому и окупаются «зины» довольно легко. А вот если ты создаешь что-то более серьезное, вкладываешь деньги в художников и печать, то критика сразу гораздо жестче. Я это знаю, поскольку сам издавал и «зины» и более-менее серьезные комиксы.

Верить хочется в лучшее, но мне кажется, будущее российской комикс-индустрии напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Если у людей будут деньги на то, чтобы издавать комиксы и на то, чтобы их покупать, то у индустрии есть будущее».

Алексей Таранов
Администратор магазина комиксов «Лавка Апельсин»
Как делают комиксы
Пять авторов — Ольга Лаврентьева, Duran, Костя «Martadello», Иван «D.Van» Хорошев и Юля Тар — рассказывают, как создавать комиксы. Где брать сюжеты, аудиторию, издателя. Как пройти путь от идеи до финального кадра.

Выберите историю:
Made on
Tilda